Режим дня первоклассника

дети

От того, как строится наш день, как сочетаются работа и отдых, доста­точен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависят не толь­ко наши работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье.

В правильности этого наблюдения люди убедились давно. Так, например, бо­лее 900 лет назад древнетюркский поэт Юсуф Баласагуни писал:

Всему свой устав и законный уклад.
Блажен, кто блюдет их, цветет его взгляд.
С невеждой, ведущим себя неумело,
Незнающим правил, не сделаешь дело!

Системой, насквозь пронизанной ритмами, называют человеческий ор­ганизм. Главный дирижёр этой системы — суточный ритм. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота ды­хания, электрическая активность мозга. В ритме все удается легче. Регу­лярность, распорядок, ритмичность в жизни положительно влияют на самочувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок настраивает на учебу, отдых, физиче­скую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время спо­собствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителей на уроке, быстрее справляется с приготовлением домашних заданий, его работоспособность выше.

Наш организм нуждается в поступлении пищи в определенном ритме. Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активно­сти ферментов. С полной уверенностью можно говорить о том, «что чело­век — это не только то, что он ест, но и когда он ест». Дети, приученные есть в одно и то же время, реже страдают плохим аппетитом или его отсутстви­ем. Пища усваивается наилучшим образом, оказывается более полезной и даже кажется вкуснее.

Начало школьной биографии меняет привычный уклад жизни малыша. Может, в меньшей степени это происходит у детей, посещавших детский сад. И от того, насколько родители, бабушки и дедушки организованны са­ми и готовы помочь ребенку (вовремя разбудить, научить делать зарядку и правильно подобрать упражнения для нее, проследить за всем распоряд­ком дня и при этом создать положительный настрой, не встав в позу управ­ляющего послушным роботом), зависит не только учеба ребенка, но и его здоровье.

Важно помнить, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня ребенка должен обязательно учи­тывать его индивидуальные особенности и иметь некий «люфт», то есть запас времени в соблюдении режимных моментов.

И если мы осознаем важность правильной организации жизни ребенка, мы постараемся сделать так, чтобы это осознали наши дети.

Что для этого нужно сделать? Во-первых, очень правильно поступают те родители, которые начинают приучать ребенка к соблюдению режима дня еще до поступления в школу. У малыша ведь легче выработать привычку к организованности и порядку, которая постепенно станет чертой характера. Особое значение это приобретает в том случае, если ваш ребенок не отли­чается усидчивостью, умением концентрировать внимание или имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Как же строить режим дня первоклассника? Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы неспешно собраться в школу. Встать с по­стели нужно за час — полтора до начала занятий, то есть в 7-7.30. Это вре­мя следует скорректировать в зависимости от того, как далеко от школы находится ваш дом. Чтобы стряхнуть остатки сна, настроиться на рабочий лад, утренней гимнастике необходимо уделить не менее 10 минут. На первых порах, если ребенок еще не привык, лучше делать ее вместе с ним. Советуем подобрать соответствующую музыку для утренней гимнастики, может быть, с учетом музыкальных пристрастий сына или дочери. Прове­рено: дело пойдет веселее и с большей охотой. Не забудьте при этом от­крыть форточку или проветрить комнату. Не все дети в столь ранний час, особенно если нет привычки, с удовольствием завтракают. В этом случае ваша настойчивость не должна быть чрезмерной. Важнее сохранить хоро­шее настроение и доброе отношение между вами. Постарайтесь подобрать из продуктов то, что ребенок съест с удовольствием. Чтобы избежать этих утренних проблем, может быть, заранее, с вечера оговорить с ребенком его утреннее меню.

Дорога в школу, если идти не торопясь, в течение 15-20 минут, может стать прекрасной прогулкой. По возможности выберите маршрут подальше от проезжей части.

Если вы не оставляете ребенка в группе продленного дня и забираете его из школы после занятий, то очень важно помочь ему организовать вто­рую половину дня.

Пребывание в школе, особенно в первые месяцы, когда ребенок еще только адаптируется к новому окружению и новым требованиям, весьма утомительно. Специальными исследованиями установлено, что достаточно большая часть первоклассников — 37,5 % — заканчивают учебный день с признаками сильного утомления, а среди посещающих школы с углублен­ным изучением предметов, гимназии, количество таких детей достигает 40%. Еще больше детей — от 68 до 75%, — у которых непривычные школь­ные нагрузки, недосыпание проявляются в неврозоподобных реакциях (на­рушение сна, страх перед школой, учителем и т.д.). Вывод напрашивается сам: учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом.

Утомление — закономерный результат любой работы и не должно нас пугать. А вот его накопление, кумуляция, чревато неприятностями. Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Детей, которые испытывают такую потребность, в первую очередь ослабленных, недавно перенесших болезнь, привыкших спать днем, не стоит лишать такой возможности. А если речь идет о первокласс­никах-шестилетках, то врачи настаивают на обязательной организации дневного сна для тех из них, кто остается в группе продленного дня. Другой способ восстановления сил — прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми.

Интервалы между приемами пищи у ребенка 6-7 лет должны быть не более 3-4 часов. Если обед у вашего первоклассника был в 13.00-13.30, то примерно в 16.30 — время полдника. В этот прием пищи целесообразно включить фрукты, соки, молочные продукты (молоко, кефир, йогурт).