Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Основные направления формирования функиональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни. - Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
- Математическая грамотность — это способность учащихся проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
- Финансовая грамотность — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений.
- Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
- Глобальные компетенции – это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Банк заданий, разработанных учителями ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани
Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность
Методическое сопровождение программы внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности
Программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся (5-9 классы)»
Программа курса «Развитие креативного мышления обучающихся (7-9 класс)»
Методическое пособие для педагогов «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы»
PISA: Читательская грамотность
PISA: Математическая грамотность
PISA: Естественнонаучная грамотность
Электронный банк заданий
Электронный банк заданий по функциональной грамотности
Банк заданий PISA центра ГГТУ Учитель будущего
Платформа «Медиатека». Банк заданий по функциональной грамотности
Руководство пользователя
ЦентрОКО. Открытые задания PISA
Презентации
Деткова Я.Л. Формирование финансовой грамотности обучающихся : проблемы и пути их решения
Легоньких Н.Н. Использование ЭОР на занятиях по развитию финансовой грамотности
Нерушин И.А. Развитие финансовой грамотности в проектной деятельности учащихся основной школы
Полезные ссылки